HomeAbout EcoTechnologiesArticlesРаздельный сбор в вузах

Раздельный сбор в вузах

Д. В. Савкова, координатор экологических проектов группы компаний «ЭкоТехнологии»

Эта статья о том, что такое концепция «Зеленый университет», как можно организовать раздельный сбор в вузе и какие сложности можно встретить на пути

Постепенно в России повышается экологическая сознательность населения и все больше учреждений и организаций задумывается о вопросах своей экологической ответственности и необходимости экопросвещения: в школах проводят экоуроки и акции по сбору вторсырья, для сотрудников компаний может быть реализована многоаспектная концепция «Зеленый офис», жители городов имеют возможность принять участие в экологических акциях и фестивалях. А как обстоят дела с экологической политикой вузов?

Ведущие мировые университеты (Гарвард, Лондонская Школа Экономики, Оксфорд) реализуют концепцию «Green Campus» («Зеленый университет»), которая предполагает внедрение экологических практик в вузе и повышение уровня эко-культуры студентов и сотрудников, включает в себя проведение позитивных экоакций и экофестивалей, организацию системы раздельного сбора отходов (фото 1), повышение энергоэффективности, внедрение экообразовательных программ, благоустройство территории и др.

Предпринимаются попытки оценить усилия вузов путем создания международных экологических рейтингов – например, не так давно был опубликован «Green Metric World University Ranking 2015» – рейтинг, оценивающий по 6 критериям экологический менеджмент вузов. В него вошли 19 российских вузов (см. таблицу), три из которых московские (МГИМО, РУДН, РАНХИГС).



Таблица 2. Российские вузы в Международном рейтинге «Green Metric World University Ranking 2015» (первые 10 мест)*

*. Подробнее http://greenmetric.ui.ac.id

Прививать культуру раздельного сбора студентам не менее важно, чем школьникам, поскольку сегодняшние студенты уже завтра могут стать сотрудниками компаний и способствовать внедрению системы раздельного сбора в офисе, а немного позже, став родителями, прививать правильную экологическую культуру и своим детям.

В апреле 2015 г. группа компаний «ЭкоТехнологии» начала разработку и реализацию социального проекта «ZeroWaste. Вузы». В рамках пилотного проекта заинтересованным вузам оказывается поддержка в переходе на систему раздельного сбора отходов: производится закупка контейнеров для раздельного сбора, обеспечивается вывоз вторсырья, при необходимости проводятся лекции или предоставляются просветительские информационные материалы (фото 2). Важно отметить, что вузы-участники не несут материальных затрат, им нужно только выразить желание и совершить несколько несложных действий: выбрать контейнеры для раздельного сбора, найти место для хранения отходов, обучить представителей клининговой службы вуза новой системе работы с отходами и, что очень важно, обеспечить экопросвещение среди студентов и преподавателей вуза.

В вопросе раздельного сбора теория невозможна без практики, как и практика без теории: недостаточно просто поставить контейнеры, необходимо рассказать студентам, как правильно сортировать отходы, и для чего это нужно. Проведение только просветительских мероприятий без практической части (установки контейнеров) могут привести к демотивации: «Да, я знаю, что сортировать отходы важно и нужно, я готов это делать, но где контейнеры и как это будет работать?».

За год работы над проектом в двух вузах удалось запустить пилотные проекты по раздельному сбору отходов внутри их учебных корпусов – в Российском Государственном Гуманитарном Университете (фото 3) и Московском Архитектурном Институте, а в Московском Физико-Техническом Университете было установлено несколько сетчатых контейнеров (для сбора ПЭТ и макулатуры (фото 4). До конца учебного года планируется запустить пилотные проекты в Московском Государственном Университете им. М. В. Ломоносова и Высшей Школе Экономики, а в настоящий момент проходит отбор вузов, в которых пилотный проект стартует осенью 2016 г.

Вузам предлагается три контейнера для сбора 5 фракций: один контейнер для сбора макулатуры, второй – для ПЭТ, третий – для прочей упаковки – тетра пак, стекло, алюминий (этих фракций в вузах образуется гораздо меньше, чем ПЭТ и макулатуры). Также при установке контейнеров учитывается специфика образования отходов в вузе – например, для архитектурного вуза были предоставлены контейнеры для сбора макулатуры достаточно большого объема (фото 5), т. к. студенты вуза используют много гофрокартона для изготовления макетов, и стандартные контейнеры наполнялись бы слишком быстро.

За год работы над проектом удалось выявить несколько ключевых условий успеха. Во-первых (именно во-первых!), это наличие активных студентов, для которых проект по раздельному сбору – долгожданный. В первую очередь благодаря энтузиазму и инициативе студентов запущены (или будут запущены в ближайшее время) пилотные проекты во всех перечисленных вузах.

Во-вторых, это позиция администрации, которая вначале может быть просто нейтральной (от администрации вуза нужно только согласовать точки установки контейнеров и место для хранения отходов). Гораздо реже, чем студенты, администрация проявляет первоначальный интерес к проекту, хотя его реализация может способствовать экономии бюджета вуза (т. к. в рамках пилотного проекта раздельно собранные отходы вывозятся бесплатно для вуза).

Для дальнейшего развития проекта, безусловно, необходимо, чтобы администрация вуза оценила значимость проекта и приняла более активное участие в его реализации, повысив его статус от студенческой инициативы до части стратегического плана по благоустройству вуза и его территорий, внедрив принципы раздельного сбора отходов наряду с другими элементами международной концепции «Зеленый университет».

Конечно, сделать системным раздельный сбор отходов на территории вуза не так просто. Отходы объемны, а прессовать их на территории вуза проблематично по ряду причин: необходимо отдельное помещение, сотрудник, готовый заняться не только прессовкой, но и досортировкой отходов (поскольку в контейнерах для раздельного сбора все равно в некоторой степени присутствуют «лишние» фракции. Хотя, например, в Российском Государственном Гуманитарном Университете чистота собранного сырья составляет около 90 %, это достаточно неплохой показатель). Без досортировки отходов (по крайней мере, на первых этапах проекта) прессование не имеет смысла, т. к. прессование смешанных отходов осложнит переработку содержащихся в них полезных фракций. Перевозка же непрессованных отходов невыгодна, и проект без наличия пресса сложно реализуем с точки зрения экономики – разве что это будет участие в благотворительном проекте коммерческих компаний или выделение бюджета вузом.

Но, несмотря на все сложности, проекты по раздельному сбору в вузах нужны и возможны. Совместными усилиями студентов, администрации, экологически и социально-ориентированных компаний они могут и должны быть реализованы и в российских вузах.

Contakt 03Contact Us